Закрыть

Войти на сайт

email: пароль

Зарегистрироваться?

Бесплатно подобрать франшизу по телефону:

8 (800) 540-25-12

Коммерческая тайна

напечатать

коммерческая тайна коммерческой тайной защита коммерческой тайны коммерческая тайна является коммерческая информация и коммерческая тайна коммерческая тайна организации коммерческая тайна 2015 понятие коммерческой тайны охрана коммерческой тайны

Занятие бизнесом подразумевает под собой передачу и получение информации. В том числе секретной, или как её ещё называют коммерческой. Независимо от того, в каком формате работает ваш бизнес, в первую очередь нужно позаботиться о защите секретной информации. А также инноваций, которые используются в процессе генерации продукта. В противном случае, все ваши идеи окажутся у конкурентов.

Весь объём информации, которая освещает процесс работы бизнес-системы принято разделять на три подгруппы:

  • коммерческую - в ней отражается количество производимого товара, его стоимость, размер затрат на производство;
  • техническая - позволяет узнать обо всех полезных свойствах продукта, а также процессе его производства. Дополнительно данный информационный раздел содержит сведения о том, из какого вида сырья оптимальнее всего производить тот или иной элемент изделия;
  • оперативная - это должностные обязанности персонала, а также перечень задач, которые сотрудники должны выполнить.

Благодаря такой информации можно сразу узнать о том, как строится работа всего предприятия в целом и в чём заключается основная особенность производимого товара.

Естественно, что такая информация содержится под грифом секретности. Ведь если она попадёт к конкурентам, то можно остаться не просто без новых бизнес-идей, но и без сотрудников. А в самом худшем варианте и вообще без бизнеса, приносящего доход.

В нашей стране, да и во всём мире коммерческая информация охраняется на законодательном уровне.

Понятие “коммерческая тайна”

Чтобы не потерять конкурентоспособность, необходимо обладать достоверной информацией о ситуации на рынке сбыта и основных тенденциях, наблюдающихся в сегменте производства товаров.

Бизнес-информация - это конкретные данные, передающиеся определённой группе людей. Используется она для решения производственных и деловых задач. Сейчас бизнес-информация ещё и товар, за который готовы платить крупные суммы денег.

Коммерческую информацию используют для:

  • проведения анализа работы холдинга;
  • постановки планов и задач перед сотрудниками;
  • контроля за деятельностью предприятия в целом;
  • получения преимуществ перед главными конкурентами;
  • получения информации о целевой аудитории и её отношении к создаваемому продукту;
  • внесения изменений в концепцию;
  • минимизации финансовых рисков.

Основными источниками секретной информации являются:

  • маркетинговые отчёты;
  • документация предприятия;
  • результаты статистических исследований, проводимых на предприятии.

Таким образом, коммерческая тайна - это законодательное право владельца бизнеса хранить в секрете информацию о процессе создания товара и функционирования бизнеса. По закону, к коммерческой тайне можно отнести сведения, которые будут иметь материальную ценность в случае попадания их к третьим лицам. Доступ к подобной информации закрыт. И получить его на законных основаниях без разрешения владельца бизнеса невозможно.

Отметим, что по закону коммерческой тайной не являются следующие данные:

  • устав холдинга и другие учредительные документы;
  • отчёты предприятия, необходимые для проверки налоговой чистоты бизнеса;
  • информация о численности штата на предприятии;
  • величина заработной платы сотрудников;
  • данные о процедуре реализации товара;
  • сведения об учредителях холдинга.

Но это не означает, что вся вышеперечисленная информация находится в свободном доступе. Владельцы бизнеса предоставляют её только в случае необходимости или по требованию представительств органов власти.

На этапе работы с информацией, перед каждым предпринимателем стоит очень важная задача. С одной стороны, ему нужно предоставить полную информацию о товаре. Это просто необходимо для привлечения партнёров и покупателей. А с другой стороны - позаботиться о том, чтобы коммерческая информация была недоступна конкурентам.

Такая ситуация заставляет бизнес-владельца искать компромиссное решение. Иными словами, определить количество информации о бизнесе, которая будет общедоступной.

Как можно получить секретную информацию?

Получить доступ к коммерческой тайне можно двумя способами:

  • посещать профессиональные выставки и конференции, на них представители холдингов сами рассказывают о своём производстве и товарах. Также информацию о бизнесе можно получить из средств массовой информации и рекламных блоков;
  • незаконное получение информации - как правило, её получают при помощи шпионажа или хакерских атак на компьютерную систему предприятия. Таким путём информацию добывают конкуренты и те лица, которые хотят получить за неё денежное вознаграждение.

Как защитить коммерческую тайну?

Для защиты коммерческой тайны каждый владелец бизнеса должен составить и утвердить Положение о коммерческой тайне, которое будет использоваться в процессе работы. Естественно, все сотрудники и учредители предприятия должны быть ознакомлены с этим документом. Ещё они должны будут подписать договор о неразглашении секретной информации.

Для обеспечения максимально эффективной защиты коммерческой тайны необходимо:

  • использовать современную систему защиты информации;
  • применять правовые аспекты обеспечения информации;
  • использовать инженерно-технические способы защиты;
  • проводить работу с сотрудниками предприятия, мотивировать их на неразглашение информации;
  • ввести материальную, либо административную меру ответственности за нарушение соглашения о неразглашении.

В России самыми востребованными видами защиты информации являются:

  • правовая защита - создание отдела, который занимается охраной секретной информации, разделением информации на блоки, разработкой систем ограничения доступа к коммерческой тайне;
  • техническая защита - использование современных систем оповещения о несанкционированном доступе на предприятие, разработка программ для защиты компьютерных систем от взлома, установка микрофонов;
  • работа с сотрудниками - для обеспечения безопасности на предприятии создаётся служба по подбору кадров. Сотрудники этой службы тщательно проверяют персональные данные каждого сотрудника. Также основной задачей кадровиков является проведение обучающих мероприятий для работников и различного рода инструктажей. Все эти меры направлены на сплочение коллектива, повышения его личной ответственности.

Система работы с сотрудниками включает в себя три этапа:

  • подготовка - перед тем как принять на работу сотрудника, который будет иметь право доступа к секретной информации, необходимо проверить его персональные данные. Также следует провести тестирование, которое позволит получить информацию о его психологических особенностях и морально-этических установках. Искать сотрудников лучше всего через серьёзные кадровые агентства или при помощи рекомендательных писем, полученных претендентом на должность от предыдущего работодателя;
  • испытательный срок - сотрудника принимают на работу с испытательным сроком. Величина этого срока устанавливается работодателем. За это время у владельца холдинга есть возможность проследить за тем, как работает новый сотрудник и определить степень его профессиональной компетентности;
  • наложение запрета на разглашение коммерческой тайны - используется в том случае, если сотрудник, имевший доступ к секретным данным, принимает решение об увольнении. В этом случае он подписывает документ, который запрещает ему делиться с кем-либо известной ему информацией. Сроки запрета устанавливаются владельцем предприятия. Если сотрудник нарушает данное соглашение, то его привлекают к уголовной ответственности.

Отзывы и комментарии